Федеральная антимонопольная служба России намерена продолжать свою работу по совершенствованию системы госзакупок, упрощая её для бизнеса. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев.
Замглавы ведомства рассказал о ходе трансформации системы закупок. В частности, он остановился на ключевых изменениях 2019 года. Так, по нормам закона 44-ФЗ, срок возврата денежных средств по обеспечению контракта для малого и среднего бизнеса был снижен до 15 дней. Также для субъектов малого и среднего предпринимательства с успешным опытом исполнения контрактов была создана возможность не вносить обеспечение по договору. В рамках 223-ФЗ увеличился годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18% до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, а срок оплаты по договору был сокращен с 30 до 15 рабочих дней.
Также в 44-ФЗ была внедрена прорывная норма — «согласие» на участие в закупке в сфере строительства, позволившая отказаться от заполнения предпринимателями многостраничных форм, которые приводили к многочисленным отклонениям заявок участников по формальным поводам. Торги по таким закупкам теперь проводятся спустя всего 4 часа после окончания подачи заявок. Также была ограничена «цикличность» проведения закупки, отменена обязательная внешняя экспертиза, предусмотрена возможность заключить контракт со вторым участником закупки в случае расторжения контракта, стартовало развитие электронных магазинов по закупкам малого объема.
По мнению представителя ФАС, 2019 год был важным годом для серьёзных изменений в системе закупок, и эта тенденция будет продолжена в 2020 году. Также, по его словам, планируется распространить систему «согласия» и на остальные закупки, а для снижения частоты сговоров на торгах проводить аукционы через 1-2 часа после окончания подачи заявок. Кроме того, целесообразно исключить необходимость проведения повторных процедур при признании торгов несостоявшимися, ввести универсальную предквалификацию на торгах, направленную на повышение качества исполнения контракта и борьбу с профессиональными жалобщиками, внедрить рейтинг деловой репутации предпринимателей и развить сеть электронных магазинов с проведением коротких торговых сессий и возможностью оперативного онлайн-обжалования.
Кроме того, ведомство хотело бы, чтобы у предпринимателей была возможность оспаривать решения заказчиков в случае одностороннего расторжения контрактов с их стороны. По данным за три квартала 2019 года, из 19 тысяч случаев одностороннего расторжения для 39,7% от общего их числа не было указано никаких оснований. Также ФАС планирует ввести административную ответственность за нарушения на закупках в 223-ФЗ по аналогии с нормами 44-ФЗ.
В дополнение к перечисленному ФАС России ведет работу по унификации правоприменительной практики ведомства. В 2019 году служба на постоянной основе проводила совещания в формате видеоконференций с сотрудниками территориальных управлений ФАС России и представителями региональных и муниципальных органов контроля. Такие совещания позволяют унифицировать практику контроля и обсудить актуальные вопросы работы, характерные для субъектов. А в конце 2019 года в антимонопольном органе была запущена возможность подачи ходатайства на дистанционное рассмотрение жалобы на закупки в центральном аппарате ФАС России в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Сейчас такая возможность доступна для заказчиков и участников закупок с Дальнего Востока.
Позиция ведомства такова: бизнес будет намного активнее участвовать в системе госзаказа, если она станет более современной и максимально простой для предпринимателей.
По мнению генерального директора СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрия Мурзинцева, совершенствование системы госзакупок, повышение её открытости и эффективности – крайне важно, особенно для строительной отрасли, где, помимо прочего, необходимо бороться с недобросовестными участниками торгов.